Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 поселка Кубанский Муниципального образования Новопокровский район.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Подготовила: воспитатель Тюльпинова Н.П.
2011 год.
Образовательные цели: - формирование пред¬ставлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пе¬карь, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт; золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, сдобный, вкусный; растить, ухаживать, убирать, молотить, месить, печь). - совершенствование навыков рассматривания картины, форми¬рование целостного представления об изображенном на ней. Со¬вершенствование грамматического строя речи. Совершенствова¬ние навыка звукового анализа слов. Развивающие цели: - развитие речевого слуха, па¬мяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, координации речи с движением. Воспитательные цели. - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само¬стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. Магнитная доска, картина В. М. Каратая «Зо¬лотая рожь», маленький сноп ржаных колосьев, поднос с хлебобу¬лочными изделиями, мяч. Предварительная работа. Поход с родителями в хлебный мага¬зин. Формирование представлений о труде хлеборобов, рассмат¬ривание картин. Разучивание упражнения «Золотая рожь», зага¬док по теме и стихотворения В. Степанова «Слышен летом до за¬ката...». Ход занятия. 1.Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия.] Воспитатель организует приветствие и приглашает детей к столу, на котором стоит поднос с хлебобу¬лочными изделиями. Воспитатель: Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. Я.Аким Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот эти замечательные изделия. Что вы видите на столе? Назовите хлебобулочные изделия. Ответы детей. (Хлеб. Пряники. Бублик. Сушки.). Воспитатель: Очень хорошо 2. Загадывание загадок, но теме. [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков.] Воспитатель накрывает поднос полотенцем и убирает его. Воспитатель: Дома вы выучили загадки. Сядет тот, кто вспом¬нит и загадает загадку. 1 - й ребенок. Стоит стеной, Шумит волной, Волна золотая, Не видно края. Дети: Это поле ржи. 2-й ребенок. Ходит дом ходуном На столбе золотом. Дети: Это колос. 3-й ребенок. Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Дети: Эта загадка тоже про колос. 4-й ребенок. Весь из золота отлит, На соломинке стоит. Дети. И эта загадка тоже про колосок. Воспитатель: Молодцы! Отгадали все загадки. И не случайно они были про поле ржи и про колоски. Сегодня мы с вами будем рас¬сматривать картину «Золотая рожь» и составим рассказ по этой кар¬тине. 3. Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до зака¬та...» [Создание эмоционального фона восприятия картины.] Педагог напоминает детям, чтобы они сели правильно. Воспитатель: А кто из вас хочет рассказать стихотворение, кото¬рое мы выучили накануне? Ребенок. Слышен летом до заката гул комбайнов у реки, И везут на элеватор урожай грузовики. По дорогам пыль клубится. Едет в кузове пшеница, Кукуруза едет, рожь... Урожай у нас хорош. Убран хлеб, и тихо стало, мелют мельницы зерно. Поле-полюшко устало, и под снегом спит оно. Над селом дымки плывут — Пироги в домах пекут. Воспитатель: Молодец! Отлично прочитал стихотворение. О чем в нем рассказывается? Дети. В нем рассказывается об уборке урожая пшеницы, ржи, кукурузы. Воспитатель: Давайте посмотрим, как убирают с поля рожь. 4. Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие диалоги¬ческой речи.] Воспитатель помещает на мольберт картину и организует беседу. Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему художник назвал ее «Золотая рожь»? Дети: На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой. Воспитатель: Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно? Дети: Большое, широкое, привольное, раздольное. Воспитатель: Верно. Художник изобразил раздольное поле зо¬лотой ржи. А теперь обратите внимание на небо над полем. Что вы можете о нем сказать? Дети: Небо высокое, чистое, голубое, с красивыми белыми облаками. Воспитатель: Что художник изобразил на заднем плане кар¬тины? Дети: На краю поля мы видим зеленый лес. Воспитатель: Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец ав¬густа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане? Дети: Мы видим большой красный комбайн и голубой само¬свал. Воспитатель: Расскажите, что делает комбайн. Дети: Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала. Воспитатель: Кого мы видим за штурвалом комбайна? Дети: В кабине мы видим комбайнера. Воспитатель: Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интерес¬ная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке? Дети: Мы видим еще один комбайн. Воспитатель: Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов. А теперь скажите, понравилась ли вам картина и по¬чему? Дети: Нам понравилась картина. На ней изображена красивая природа. Приятно смотреть на людей, которые хорошо работают. Воспитатель: Вы тоже хорошо работаете на занятии, но сейчас пришло время отдохнуть. 5. Подвижная игра «Золотая рожь». [Координация речи с дви¬жением. Уточнение и расширение словаря.] Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им вы¬полнить упражнение.
Ветерок спросил, пролетая: ( Бегут по кругу на носочках, руки на поясе) - Отчего ты, рожь, золотая? (Меняют направление бега) А в ответ колоски шелестят: (Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.) - Золотые руки растят! (Два наклона к носочкам.) Е. Серова
Воспитатель: Почему руки, которые растят хлеб, называют зо¬лотыми? Дети: Они умелые, ловкие. Воспитатель: Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Зо¬лотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос». 6. Сообщение педагогом плана рассказа по картине. [Развитие речевого слуха.] Воспитатель приглашает детей на стульчики. Воспитатель: А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец, вы должны рассказать, почему вам понравилась картина. 7. Пауза для подготовки детей к рассказыванию. 8. Рассказ по картине «Золотая рожь». [Создание целостного впечатления об изображенном на картине, развитие связной речи, мышления.] Воспитатель вызывает троих детей для составления рассказа по час¬тям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком. 1-й ребенок. Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке еще зеленый лес. 2-й ребенок. Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он уби¬рает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн. 3-й ребенок. Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбай¬нера, который хорошо работает. Затем педагог вызывает одного из детей для повторения расска¬за целиком. 9. Игра «Кого, чем угостим?» [Совершенствование грамматического строя речи.] Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч. Воспитатель: А теперь давайте поиграем еще в одну игру с мя¬чом. Она называется «Кого, чем угостим?» Я бросаю вам мяч и на¬чинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий. Мы угостим Красную Шапочку... Мы угостим Чебурашку...Мы угостим Буратино... Мы угостим Крокодила... и т.д. 10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.] Воспитатель убирает мяч. Воспитатель: Чем мы занимались сегодня? Дети: Мы рассматривали картину «Золотая рожь» и состав¬ляли рассказ по ней. Воспитатель: Как называются люди, которые выращивают хлеб? Дети: Это хлеборобы. Воспитатель: Что вы можете сказать о работе хлеборобов? Дети: Она очень трудная, но нужная. Воспитатель: Вы очень хорошо работали сегодня, составили ин¬тересный рассказ. Молодцы!